Как была создана известная школа ушу Шичахай в Пекине. Учитель Лю Пэйвей (Liu Peiwei 刘佩伟) и учитель Хэ Дэцюань (He Dequan 何德全).
Автор Му Юйчунь – воспоминания и рассказы
Запись и адаптация текста – Федорцов Владимир
В 1960 году я закончил начальную школу. Надо было готовиться в школу среднего уровня перед поступлением в институт. В это время я поменял школу. В новой школе я встретил много детей, которые стали моими друзьями. Средний их возраст был 13 лет. В эту школу ходили ученики из разных районов.
Отец одного из моих новых друзей рассказал нам о первой в Пекине школе ушу.
Во время японской оккупации один юноша продавал в Пекине газеты и одновременно помогал представителям коммунистической партии Китая. Его звали Лю Пэйвей. После окончательной победы Коммунистической Партии в Китае под руководством Мао Цзедуна Лю Пэйвей получил назначение на руководящую должность в большой компании, которая занималась сахаром и табаком в Пекине. Но он не интересовался бизнесом и не раз говорил: «Мне не интересна работа в такой большой государственной компании.»
На одном из партийных собраний состоялся разговор:
– Вы должны верить государству и руководству. Государство, в свою очередь, верит вам. Вы можете хорошо работать на этой должности. Почему не хотите работать?
– Вы можете спросить меня, что я хочу?
– Да, я хочу знать, вы что хотите?
– Я хочу заниматься ушу. Только это…
– …. интересно! Нам надо открыть школу ушу для детей. Мао Цзедун уже говорил об этом. В этой школе должно быть не только старое ушу, надо новое, государственное ушу. Новый стандарт. Для развития чистого и ясного спортивного движения в государстве.
Лю Пэйвей согласился и приступил к поискам места для новой школы. Государство поручило руководству Пекина полностью содействовать в этом вопросе. Было выбрано место для школы, и ему было поручено отвечать за Шичахай ушу сюе сяо – Школа ушу Шичахай. Но тогда еще не было этого названия. Сейчас Шичахай, а вначале эта школа называлась Бэйхай ушу сюе сяо.
Отец моего товарища дружил с людьми, которые начали работать в школе, и он рассказал об открытии школы ушу. Мой товарищ сразу решил идти в эту школу. Я к этому времени уже много лет занимался ушу, но решил тоже пойти в школу и посмотреть, что там. Так и договорились. На следующий день много детей из нашей школы пошли смотреть новую школу ушу. Шли как маленькая армия. Похоже, больше ста человек, как муравьи.
Когда мы пришли, Лю Пэйвей начал выбирать, кому можно заниматься, кому нельзя. Все сильно переживали. Мне сначала сказали, что я не подхожу. Может, потому, что я одевался очень бедно. Моя одежда была старая и длинная, т.к. это была одежда отца. В моей семье работал только отец. Мама не работала. А в семье было шестеро детей. Жить было трудно. Но я решил не сдаваться. Я быстро перебежал в другой строй, поправил одежду, и там мне разрешили попробовать. Это, похоже, была судьба. Учитель допустил меня к занятиям.
Я занимался в этой школе около трех лет. Хэ Дэцюаню было уже больше 80 лет.
Он великолепно владел многими стилями ушу. Два копья – шуан цян. Именно в это время я учился у него этому искусству. Я учился у него около двух лет. Точно уже не помню. Через четыре года учебы в школе я занял 3 место на соревнованиях в Пекине в разделе чанпинчи – длинное оружие. К этому времени Хэ Дэцюань уже не приходил в школу. Его дом был более чем в сорока минутах ходьбы от Бэйхай ушу сюе сяо, но Хэ Дэцюань не хотел ездить автобусом. Всегда ходил пешком. Потом его сын уже начал говорить ему – Отец, нам не надо денег, у вас есть пенсия, есть дом, уже трудно ходить каждый день в школу. Если вы очень любите ушу, не надо ходить в школу. Можно заниматься около нашего дома. Рядом живет много детей, которым тоже надо помогать. Хэ Дэцюань начал учить около своего дома. Так получилось, что я не знал о том, что мой учитель продолжает преподавать. Я думал, что учитель вообще перестал преподавать. В это время в школе поменяли учителя. Вместо Хэ Дэцюаня пришел У Биньлоу.
Мне надо было переходить в другой класс. Так моим вторым учителем в школе стал У Биньлоу. Он отвечал за первую главную команду в школе. Я был очень рад, что занимался уже в этой команде.